Ограничения на импорт и производство соли в России?

В Российской Федерации вырос уровень импорта соли из Белоруссии и других государств. Прослеживается снижение доли отечественного продукта на рынке. Об этом сообщили в «Руспродсоюзе» – ассоциации, объединяющей производственные компании и поставщиков продтоваров.
Ключевая причина возникших проблем – дефицит специального подвижного состава у операторов железнодорожных перевозок. Из-за этого возникают сложности с вывозом продукции из регионов. Если их не устранить, по мнению производителей, вся программа импортозамещения будет сорвана
1 ноября прошлого года власти страны ввели эмбарго на ввоз соли из ряда государств, которые инициировали санкции против РФ. Для стабилизации рынка российские производители пищевой соли начали резко наращивать объемы изготовления. Следствием этих действий стало увеличение доли отечественной продукции до 66 % в конце 2016 года (по данным за 2014-й эта цифра не превышала 43 %). В «Руспродсоюзе» отметили, что это лучшие показатели по импортозамещению среди всех направлений производства.
К концу 2017 года доля представительства российского товара снизилась на 3,9 %. Сейчас она составляет 62 % от всего рынка. Такие показатели существенно не дотягивают до минимального порога, зафиксированного доктриной продовольственной безопасности. В данном документе содержатся данные о том, что минимальный объем российской соли должен быть на уровне 85 % и выше.
Наряду с этим выросли объемы поставки продукта из-за рубежа. Не попавшие под контрсанкции государства, к числу которых относится Белоруссия, наращивают поставки. С начала до октября 2017-го белорусские поставщики увеличили присутствие на рынке технической соли на 46,8 %, пищевой – на 18,9 %. У Казахстана прирост экспорта по этим позициям составил 4,1 % и 13,3 % соответственно. Наибольшее увеличение объемов поставок в процентном соотношении продемонстрировал Азербайджан. Они выросли на 180,8 %.

Экспорт из этих стран в тоннах:

  • Белоруссия – 873500 и 280700 тонн.
  • Казахстан – 130100 и 126400 тонн.
  • Азербайджан – 115000 тонн.

Возможности российских производителей

По мнению представителей отрасли, они способны удовлетворить потребности солевого рынка на все 100 % и экспортировать продукцию в другие страны. Однако амбиции производителей сдерживают текущими проблемами в инфраструктуре.
У предоставляющих подвижной состав железнодорожных операторов критически не хватает полувагонов для реализации транспортных задач даже на текущем уровне.
Сейчас существуют сложности с вывозом продукции, добытой в Южном, Уральском, Сибирском федеральных округах. Из-за этого на рынок оперативно выходят поставщики из других государств, которые не имеют трудностей с грузоперевозками собственной продукции.
По заявлению Вострикова, на текущий момент объем складских запасов и не отгруженных закупок на производственных предприятиях превысил 1000000 тонн. Это рекордные показатели для отрасли. Компании просто не могут выполнить свои обязательства и доставить соль покупателям.
По мнению специалиста, если ситуация с дефицитом подвижного состава не изменится, существует высокая вероятность срыва запланированного импортозамещения. Удаленных с рынка игроков просто заменят поставщики из других государств.
Недостачу подвижного состава в 2017 году отметили не только производители соли, но и другие отрасли отечественной промышленности. Есть ряд регионов, которые уже обращаются за помощью по причине сбоев транспорта в сфере обслуживания грузоперевозок. Представители компании «Руссоль» (крупнейшего добытчика технической соли) обратились к Дворковичу и написали обращение в ФАС.
Вице-премьеру направил запрос губернатор СПб Полтавченко, отметивший, что сфере обеспечения города зерном начинаются сбои, и скоро пекарни не смогут работать. Дефицит вагонов отмечают и в строительной области. Ряд крупных объектов (в том числе для чемпионата мира – 2018) не получает необходимые материалы, из-за чего начинается простой.
Крупнейшие владельцы вагонов (ФГК и ПГК) заявляют, что осведомлены о текущих проблемах, но не намерены увеличивать собственный парк, так как дефицит носит сезонный характер. Новые полувагоны дорогие и долго окупаются. К тому же они называют причиной недостачи ужесточение требований к оборудованию. Только в 2016 году списали более 115 тысяч единиц.